"Дальгипротранс" подготовил два варианта транспортного перехода на Сахалин

Новости
29 января 2020

Проектировщики Дальневосточного проектно-изыскательского института транспортного строительства (компания "Дальгипротранс", входит в Группу компаний 1520) завершили работу над предварительным технико-экономическим обоснованием строительства железнодорожной линии через пролив Невельского. Она соединит остров Сахалин со станцией Селихин в Хабаровском крае. Подготовлено два предварительных проекта – тоннельный и мостовой. 
Проектные работы велись по заказу РЖД. Предварительное технико-экономическое обоснование сейчас изучается заказчиками. Решение о дальнейшей работе будет принято в марте, после общественных слушаний, которые состоятся в Николаевске-на-Амуре. "Дальгипротранс" проводил завершающую стадию работ над предварительными проектными работами. В общей сложности в проектировании приняли участие 16 проектных и научно-исследовательских институтов. Согласно официальному сообщению института, на эти цели было израсходовано в общей сложности 3 млрд руб.
Как рассказал представитель "Дальгипротранса", предпроектная работа по разработке основных решений по строительству железнодорожной линии Селихин (Хабаровский край) – Ныш (Сахалин) с переходом пролива Невельского завершена. Документация по двум конструктивным вариантам перехода – моста и тоннеля – передана в РЖД, проводится ведомственная экспертиза и рассмотрение. 
Длина тоннеля может составить 12,8 км. Он начнётся в посёлке Лазарев Хабаровского края и завершится в районе мыса Погиби на Сахалине. Мостовой вариант предусматривает строительство двух дамб протяжённостью более 1,5 км на мелководье со стороны материка и острова и моста протяжённостью 5,98 км. Этот маршрут приведёт в посёлок Ильинский, где уже есть железнодорожная станция и порт. Стоимость строительных работ в обоих вариантах будет примерно одинаковой, около 540 млрд руб. Но вариант моста разработчики считают предпочтительным, поскольку он дешевле в эксплуатации и приводит прямо в порт. Мостовой переход предполагается сделать однопутным с шириной колеи 1520 мм. При тоннельном варианте железная дорога приходит с севера Сахалина, и перед тем, как попасть в порт, поезд проходит через половину острова, где возможна дополнительная загрузка. Но конструкторы сочли тоннель непригодным для тепловозной тяги, следовательно, придётся либо электрифицировать всю дорогу, либо только тоннель, но тогда придётся менять локомотивы до и после подземного перехода. Железнодорожная линия войдёт на Сахалин в районе порта Ильинск-Сахалинский и протянется к северу полуострова до станции Ныш. 
Первое предварительное технико-экономическое обоснование по транспортному переходу на Сахалин было подготовлено ещё в 2001 году, и тогда же начались работы по исследованию пролива Невельского для выбора наиболее удачного перехода. Потом работу временно приостановили, посчитав проект слишком дорогим. Но уже в 2008 году, когда Правительство России утвердило Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года, строительство железнодорожной трассы через пролив Невельского в ней предусмотрели. В 2018 году правительство внесло в стратегию поправки, но задача до 2030 года построить магистраль Сахалин – Ныш в документе сохранилась. К 2018 году предварительное технико-экономическое обоснование было переработано в связи с тем, что на восток в больших количествах пошёл уголь, и это требовалось учесть.
Интерес к этому проекту резко вырос в связи с тем, что существующие портовые мощности Хабаровского края и Приморского края очень сильно загружены. А если провести железную дорогу к порту на Сахалин, это станет дополнительным выходом грузов в Мировой океан. Из всех точек, где можно разместить новый современный порт, наиболее предпочтителен рабочий посёлок Ильинский. Там есть железнодорожная станция Ильинск-Сахалинский и электростанция. В этом участке пролива Невельского не самое короткое расстояние от материка до острова, но небольшие глубины и благоприятная ледовая обстановка. Плотного льда почти нет, и строительство можно вести круглый год. 
Важно, что между станцией Селихин, находящейся в 70 км от Комсомольска-на-Амуре, до станции Ильинск-Сахалинский всего 300 км. Это гораздо ближе, чем путь, который сегодня проделывают грузы от Комсомольска-на-Амуре до Находки – 1,265 тыс. км. Сокращение пути до порта более чем в четыре раза позволит сэкономить получателям грузов большие деньги. После станции Ильинск-Сахалинский трасса проследует на 300 км на север Сахалина до станции Ныш. Эта часть пути будет в большей степени пассажирской. 
Согласно проектам "Дальгипротранса", загрузка дороги до Ильинска-Сахалинского составит 32–35 млн тонн в год. Основным грузом будет уголь, а кроме того, лес и железная руда. В настоящее время сообщение Сахалина с материком осуществляется воздушным транспортом и через морскую железнодорожную паромную переправу Ванино – Холмск, по которой завозится основной объём грузов. 
Вариантов пересечения пролива рассматривалось больше двух. ОАО "РЖД" за свой счёт реализовать такой проект не сможет, поэтому обязательно участие государства и инвесторов. Это очень важный проект. Транспортная обеспеченность острова Сахалин сегодня на низком уровне. Около ста дней в году нельзя ни самолётом прилететь, ни паромом переплыть из-за погодных условий. Железнодорожный переход обеспечит бесперебойное снабжение, а порт на острове Сахалин, который предусматривается в рамках проекта этого железнодорожного перехода, будет помогать существующим приморским портам и обеспечивать дополнительные объёмы поставок на восток. Предполагается, что только одного угля он будет принимать до 30 млн тонн в год. Он необходим, потому что приморские порты уже сегодня работают на пределе своих возможностей. 
Железнодорожный переход на Сахалин имеет важное социальное значение. Люди не должны быть оторваны от материковой части родной земли. Также нам необходим железнодорожный мостовой переход через Лену в Иркутск, чтобы дальше строить железные дороги вглубь страны, где лежат богатейшие запасы полезных ископаемых. Без инвестиционных проектов по пересечению крупных водных преград развитие экономики будет затруднительно. 

(По материалам газеты "Гудок").