Владимир Щёлоков, генеральный директор ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур»:
– Правительство РФ включило проект «Белкомур» в план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года и поручило актуализировать его до декабря 2022 года. С какой целью будет проводиться актуализация проекта?
– На сегодняшний день существующая в России сеть железных дорог по большей части имеет географию восток – запад. Государству в значительной мере не хватает железных дорог, которые связывали бы юг и север. Соответственно, развитие Северного морского пути и Арктики в целом невозможно без транспортной, и прежде всего железнодорожной, инфраструктуры, ведь развития портов без подъездных путей просто-напросто не будет.
Сегодня «Белкомур», не считая Северного широтного хода, который несколько опережает нас с точки зрения развития, единственный из существующих проектов, который позволяет увеличить грузовую базу. По нашим данным, после реализации проекта у нас будет более 7 млн тонн дополнительных новых грузов в год, АО «Институт экономики и развития транспорта» называет цифру примерно в 5 млн новых грузов. Причём здесь речь идёт только про северную часть «Белкомура» – от Березниковско-Соликамского узла до Архангельска. Если мы говорим о реализации проекта в полном объёме, то речь идёт о дополнительных грузах более 20 млн тонн.
Помимо всего прочего, в связи с тем, что у нас явно не хватает магистралей по направлению юг – север, «Белкомур» во многом решит и политическую задачу, поскольку позволит переманить часть транзитных грузов из Средней Азии. Прежде всего речь идёт о Казахстане, где большое количество «запертых» грузов, у которых имеются проблемы с вывозом.
Это угольные грузы, зерно, металл и так далее. В целом, если посчитать все эти грузы, это более 30 млн тонн в год. Сегодня мы просто теряем часть грузов, потому что Казахстан вынужден переориентировать их через Достык в Китай и дальше вывозить в сторону восточного или южного побережья Китая. А на этом мы могли бы зарабатывать.
– Как будет происходить комплексный анализ проекта, который необходимо завершить до начала 2023 года?
– В актуализации проекта будут принимать активное участие Министерство транспорта, Министерство экономического развития, Министерство финансов. Мы будем выполнять те задачи, которые перед нами поставят. С моей точки зрения, наша главная задача – обосновать наибольшую экономическую эффективность, когда при минимальной поддержке со стороны государства мы получим максимальный экономический эффект.
Проект «Белкомур», помимо всего прочего, является проектом пространственного развития России, поскольку территория, по которой он пройдёт, сегодня практически не имеет вообще никаких транспортных артерий. Строительство железнодорожной магистрали позволит развивать территории, богатые природными ресурсами, прежде всего лесными, на севере. А если говорить о «Белкомуре» в целом, то мы сможем обеспечить транспортную доступность к 50% запасов российского титана, находящегося на территории Республики Коми, 30% запасов бокситов, 3–6 нефтегазовым месторождениям и так далее. Также на границе Коми и Перми есть участок, где находится более 1 млрд разведанных запасов калийных удобрений, к которым сегодня просто нет дороги.
– В каком состоянии проект находится на сегодняшний день? Что уже сделано и что предстоит сделать?
– Сегодня, на мой взгляд, если не брать проект «Северный широтный ход», из всех инфраструктурных железнодорожных проектов «Белкомур» является наиболее проработанным. Нами совместно с ПАО «Ленгипротранс» (проектно-изыскательская организация по строительству объектов транспортной инфраструктуры, входит в Группу компаний 1520) разработано всё вплоть до предпроекта. То есть сегодня мы имеем понимание того, сколько шпал и рельсов надо уложить для реализации проекта. «Белкомур» полностью вписан в географию, проведена геоподоснова на всех участках, земельные участки выделены под строительство, понятен объём работ, понятно количество водопропускных сооружений, мостовых переходов и так далее. Соответственно, проработаны вопросы организационной модели, проработаны вопросы финансовой модели. То есть проект находится в достаточно высокой степени проработки.
Газета "Гудок".