Как будут модернизировать БАМ и Транссиб

Новости
04 апреля 2019

В Издательском доме «Гудок» прошёл круглый стол «Строительный комплекс ОАО «РЖД»: модернизация железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона». Официальным Партнером круглого стола выступила Группа компаний 1520. Представители ОАО «РЖД» и руководители строительных компаний обсудили проблемы, связанные с разработкой второго этапа расширения пропускных возможностей БАМа и Транссиба. Для достижения провозной способности до 180 млн тонн в год предстоит построить ряд сложных и дорогих инженерных объектов. 
В 2019 году должен завершиться первый этап модернизации БАМа и Транссиба, который начался в 2013 году. Теперь в Азии для России появились новые экономические возможности, и руководство страны намерено кардинально расширить транспортную инфраструктуру в этом направлении. Вопросы о том, как это сделать, чтобы достичь поставленных целей, и какие новые технологии будут применяться в сложных геологических и климатических условиях, обсудили участники круглого стола «Строительный комплекс ОАО «РЖД»: модернизация железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона». 
По итогам первого этапа реализации Восточный полигон должен иметь пропускную способность 120 млн тонн (+66,8 млн тонн к уровню 2012 года). К 2024 году провозные мощности должны увеличиться до 184 млн тонн. Для этого ОАО «РЖД» ещё в прошлом году начало разработку проектной документации по 84 объектам, которые необходимо построить либо модернизировать. Для выполнения этих мероприятий планируются средства ОАО «РЖД» в размере 493 млрд руб. Но среди всех проектов особо выделяется необходимость расширения Северомуйского тоннеля на БАМе.
Сегодня 15-километровый Северомуйский тоннель, который был сдан в 2003 году, уже не отвечает необходимым требованиям. Он может пропустить лишь 16 поездов в сутки (а в целом пропускная возможность участка Ангаракан – Северомуйск с учётом обхода – 22 поезда в сутки), в то время как после второго этапа модернизации для достижения заявленных объёмов нужно 39 пар поездов (из них 31 – грузовые). Строительство оценивается в 120 млрд руб. «Сегодня ведётся проработка проектных решений и обоснование инвестиций по этому проекту, – сообщил на круглом столе заместитель начальника Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» Андрей Зверев. – Прорабатываются различные варианты. Два – это обходы. А ещё три – варианты строительства справа и слева от действующего, а также использование уже существующих стволов. Документация будет подготовлена к концу апреля».
Заместитель главного инженера – начальник службы технического и технологического развития АО «Росжелдорпроект» Александр Альхимович пояснил, что задача состоит в том, чтобы вывезти потребное количество грузов, которое рассчитало ОАО «РЖД» с помощью наиболее практических решений, учитывая, что нужно сделать в первую очередь, а что – во вторую. «Весь Восточный полигон разбит на участки, и поэтапно просчитывается каждый проект, который должен быть экономически обоснован и учитывать последние технические решения, – говорит Александр Альхимович. – Проектная документация проходит экспертизы различных уровней, всесторонне рассматривается. Лишних денег никто не даст».
АО «Росжелдорпроект» (входит в Группу компаний 1520) активно использует при проведении изысканий передовые методы и технологии работы. Многие объекты Восточного полигона расположены в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов, таких как термокарст, вечная мерзлота, развитие склоновых процессов. Поэтому достоверность и полнота результатов изыскательских работ там особенно важна. К примеру, при разработке программы инженерных изысканий на Восточном полигоне активно используются материалы космических снимков. Тем не менее, у проектировщиков часто возникают сложности с прохождением технико-ценового аудита. Расходы рассматриваются без учёта жизненного цикла, поэтому, чтобы их снизить, иногда требуется применение устаревших технологий. Приходится доказывать, что это всё работает на перспективу.
Впрочем, активные споры по поводу обоснованности расходов шли и при анализе проектов первого этапа модернизации. Начальник отдела нового строительства Центральной дирекции инфраструктуры Виталий Антонцев говорит, что отрасль железнодорожного строительства вполне обладает современными технологиями, которые позволяют качественно строить в столь сложных условиях. «Если бы таких технологий у наших подрядчиков не было, то мы бы не смогли реализовать такие сложные проекты, как Северомуйский и Байкальские тоннели, – напомнил он. – Главное, что есть люди, которые наделены определёнными компетенциями».
К примеру, компания «Бамстроймеханизация» (входит в Группу компаний 1520), которая с самого начала занималась строительством БАМа, сумела сохранить кадры и активно использует опыт первых строителей, который позволяет строить в сильные морозы, на вечной мерзлоте и в условиях так называемых строительных островов. Технику на объекты доставляют зимой по замёрзшим рекам, и она вынуждена оставаться там до следующей зимы.
Как рассказал на круглом столе генеральный директор УК «Бамстроймеханизация» Александр Чернояров, сейчас компания строит и реконструирует на Восточном полигоне 125 объектов. Это разъезды, станции, мосты, вторые пути, двухпутные вставки, локомотивные депо и другие объекты инфраструктуры. 
В частности, на БАМе в прошлом году были сданы в эксплуатацию два именных разъезда Побожий и Федосеев на линии Бамовская – Тында и два именных разъезда Заячий и Глухариный на участке Хани – Тында. Эти разъезды позволили увеличить пропускную способность однопутных участков в условиях роста объёмов перевозок по БАМу. Разъезды построены с учётом приёма длинносоставных поездов и оборудованы микропроцессорной системой управления. Также на перегоне Кутыкан – Кувыкта линии Хани – Тында открыт для движения мост по второму пути через реку Кованта протяжённостью почти полкилометра. 
После реконструкции открыты два моста: на 3104-м км участка Тында – Новый Ургал и 91-м км участка Бамовская – Тында. На линии Волочаевка – Комсомольск сданы в эксплуатацию пять объектов: переключено движение на новом разъезде Утиный, а на четырёх станциях и разъездах удлинены приёмо-отправочные пути. Здесь отмечается наибольший рост объёмов грузооборота, связанный с перевозками угля в порты Ванинского узла. Новые объекты на этом участке позволяют увеличить грузопоток в адрес тихоокеанских портов. 
Также осенью прошлого года после реконструкции был открыт пункт экипировки тепловозов на станции Февральск на БАМе, кроме этого, завершено строительство эксплуатационного предприятия на станции Комсомольск-Сортировочный. Эти объекты позволили значительно облегчить обслуживание тепловозов в условиях Крайнего Севера. 
В этом году Группа компаний 1520 в лице «Бамстроймеханизации» планирует сдать в эксплуатацию на Восточном полигоне более 40 объектов, включая уникальный железнодорожный мост через реку Зея длиной 1 км – самый длинный мост, построенный в постсоветское время. В год 45-летия БАМа основное количество сдаваемых объектов придётся именно на Байкало-Амурскую магистраль. Это новые разъезды, станции, вторые пути и двухпутные вставки. Также будут открыты после реконструкции станции на линии Волочаевка – Комсомольск – Советская Гавань, объекты локомотивного хозяйства в Комсомольске, Новом Ургале, Хабаровске. 
В 2019 году «Бамстроймеханизация» разворачивает работы более чем на 30 новых объектах Восточного полигона, включая строительство двух тоннелей на БАМе и Транссибе, трёх участков вторых путей, а также реконструкцию пяти мостов и 21 участка земляного полотна.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что основная сложность – это энергетика. Президент России Владимир Путин в мае прошлого года помимо увеличения пропускных способностей Восточного полигона поставил задачу обеспечить доставку контейнеров с востока до западных границ России за семь суток. Скоростные поезда требуют большого потребления электроэнергии, да и в целом предстоит расширять на БАМе использование электровозов, поскольку это снижает себестоимость перевозок. Тем не менее определённые сложности с возведением контактной сети на БАМе существуют.
Федеральная сетевая компания ПАО «ФСК ЕЭС» реализует план мероприятий по электроснабжению БАМа и Транссиба. Рассчитанная до 2024 года программа общей стоимостью 105 млрд руб. предусматривает ввод 4,2 тыс. ЛЭП и 4 тыс. МВ·А трансформаторной мощности. Но пока эта программа отстаёт от той, что реализуют железнодорожники. Стороны сейчас находятся в постоянном контакте, чтобы обеспечить синхронность инвестиций.
ОАО «РЖД» в будущем выполнит тяговые электрические расчёты, исходя также и из увеличения транзитного грузопотока на запад. Очевидно, во время второго этапа модернизации БАМа и Транссиба уже к 2020 году понадобится дополнительный ввод энергомощностей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

По материалам газеты "Гудок".