Московское центральное кольцо сливается с железной дорогой

Новости
11 февраля 2019

Станции Московской железной дороги (МЖД) и Московского центрального кольца (МЦК) постепенно становятся единым целым – увидеть это своими глазами москвичи и гости столицы могут уже на нескольких реализованных примерах. Один из них запустили в конце прошлого года – теперь с платформы «Верхние Котлы» павелецкого направления МЖД можно пересесть на одноименную станцию МЦК, даже не замочив ног. 
Принцип "сухие ноги"
Напомним, проект интеграции радиальных направлений Московской железной дороги с Московским центральным кольцом ставит перед собой амбициозную цель - объединить две мощные транспортные системы, построенные в разное время. Он предполагает их дальнейшее интенсивное развитие на пути создания крупных транспортно-пересадочных узлов, где под одной крышей можно будет поменять сразу несколько видов транспорта.
Интеграция  двух станций "Верхние Котлы" в этом смысле наглядный пример: после открытия МЦК пассажиропоток здесь вырос, поскольку появилась пересадка на новое кольцо. Однако делать эту пересадку пассажирам приходилось в не самых комфортных условиях, ибо нужно было выходить на улицу и тратить драгоценные минуты, чтобы добраться до станции МЦК. Во время интеграции строителям здесь пришлось проделать огромную работу, а именно построить две пассажирские платформы и вестибюль, возвести новые путепроводы, а также здесь скоро появится навес до вестибюля, благодаря которому поменять виды транспорта можно будет по принципу "сухие ноги". Все это не только делает жизнь пассажиров гораздо проще и комфортнее, но и снижает нагрузку на несколько существующих транспортных узлов. Речь о Павелецком вокзале и станции метро "Павелецкая", до которых приходилось ехать пассажирам, не желающим делать долгую и неудобную пересадку на "Верхних Котлах". А также и о расположенной рядом платформе "Нижние Котлы" и станции метро "Нагатинская", которые тоже принимали на себя большую долю пассажиропотока Павелецкого направления.
Интеграция МЦК и МЖД - это еще и наглядный пример того, как совместные слаженные действия властей, строительных компаний, проектировщиков и различных ведомств приводят к появлению впечатляющих результатов в короткие сроки. Не случайно Сергей Собянин и Олег Белозеров отметили эффективное взаимодействие, когда совсем недавно обозревали совместно новую платформу "Карачарово". Строители здесь решили непростую задачу - разобрали старую платформу и построили ее заново в более внушительном масштабе, на 550 метров ближе к станции МЦК "Нижегородская". "Платформа "Карачарово" перенесена ближе к МЦК и, по большому счету, сделала МЦК доступным для всего Горьковского направления железной дороги, - объяснил значение этого проекта Сергей Собянин.- То есть для ряда московских районов, а также Подмосковья, включая город Железнодорожный и некоторые другие населенные пункты. Это важный этап формирования нового транспортного узла".
Старая платформа "Карачарово" до открытия МЦК в 2016 году была практически не востребована - электрички нередко проезжали ее без остановки. После открытия МЦК ситуация кардинально изменилась. "Карачарово" стала своеобразным дублером Курского вокзала, ведь если раньше пассажиры предпочитали доезжать туда и там делать пересадки, то теперь у них появилась возможность экономить массу времени, минуя центр города.
И снова возникла проблема - пересаживаться с "Карачарово" на МЦК нужно было около 15 минут, большую часть времени шагая по улице. Сейчас время пересадки сократилось втрое - до 5 минут - и стало к тому же гораздо более комфортным. К тому же новая платформа позволяет ощутимо увеличить число поездов и общий пассажиропоток через станцию, подчеркнул Олег Белозеров. "Запуск платформы поэтапно даст возможность дополнительно останавливаться здесь 20 парам экспрессов, и по-новому выстроить более удобное расписание для пассажиров", - рассказал он.

Работа на опережение
Создание в течение лишь нескольких лет Московского центрального кольца, включающего в себя 31 станцию, а теперь его интеграция с железной дорогой стали возможны благодаря новому подходу к работе и властей, и строителей. Если раньше транспортная инфраструктура зачастую создавалась, что называется, вдогонку за точечной застройкой, то теперь транспортные системы проектируются и строятся по четкому градостроительному плану, учитывающему не только решение существующих проблем, но и перспективу на десятилетия вперед. Пришло и понимание того, что транспортная инфраструктура может выступать драйвером развития территорий. Не случайно вблизи станций МЦК сейчас строится все больше жилья, а расположенные рядом промзоны интенсивно реновируются и превращаются в современные общественные пространства. Фактически это наглядный пример комплексного подхода к развитию территорий, о котором не раз говорил президент Владимир Путин.
Практически всеми строительными работами на МЦК занималась "Объединенная строительная компания 1520", входящая в Группу компаний 1520. Ее специалисты применили здесь самые передовые разработки и технологии, заложив, к примеру, основу автоматической системы управления поездами.
Впервые в постсоветской истории был создан единый координационный центр, где все возникающие вопросы оперативно решали представителя самых разных сторон: правительства Москвы, ОАО "РЖД", проектировщиков, строителей и многих других.
При этом работать приходилось в условиях сложившегося огромного мегаполиса, а значит плотной городской застройки и запутанных городских коммуникаций, по которым зачастую даже нет никакой документации, а значит, действовать приходится буквально "на ощупь". Все это пришлось учитывать специалистам компании "Росжелдорпроект" (также входит в Группу компаний 1520), выступающего генеральным проектировщиком проекта. "Было предусмотрено внедрение многих инновационных решений. В частности, внедрены новый тип тяговых подстанций с цифровым управлением, новейшие микропроцессорные системы интервального регулирования движения на перегонах и станциях, светодиодное освещение", - рассказывают в компании. Работу там не прекращают и сейчас - добиваются организации движения поездов с сокращенным интервалом до 4 минут. По словам гендиректора "Росжелдорпроекта" Алексея Тихонова, работа филиалов компании по формированию транспортной инфраструктуры Москвы в прошлом году была более чем впечатляющей. "Всего в 2018 году проводились проектно-изыскательские работы по 83 объектам развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, в том числе реконструкция более 20 станций и строительство порядка 110 км дополнительных главных путей на радиальных направлениях", - перечисляет он.

Впереди - МЦД
Генеральный директор "Объединенной строительной компании 1520" Сергей Клевакин отмечает, что на создании и развитии МЦК работа не остановилась, и теперь компания применяет накопленный опыт при реализации нового беспрецедентного проекта - создании первых двух Московских центральных диаметров. "Это МЦД-1 "Одинцово-Лобня" и МЦД-2 "Подольск-Нахабино", - напоминает Клевакин. - В этом году начались работы по реконструкции конечных станций МЦД - в Подольске, Нахабино, Лобне и Одинцово. В ближайшем будущем там будут располагаться пункты отдыха локомотивных бригад, парки экипировки вагонов. В 2019 году начнутся работы на линейных участках внутри этих диаметров, где также будут строиться новые и обновляться существующие остановочные пункты. Все это будет приводиться к сложившейся структуре МЦК как по архитектурным, так и по инженерным решениям".
Особое внимание при создании инфраструктуры МЦД строители уделяют ее доступности для маломобильных горожан - речь не только об инвалидах, но и о мамах с колясками, людях с большими сумками, велосипедами и т.д. Движение по первым двум диаметрам планируется запустить уже в конце 2019 - начале 2020 годов. При этом только на МЦД-1 будет более 30 остановок - часть из них реконструируют, а часть построят заново. На втором диаметре запланированы работы на 26 станциях, говорит Сергей Клевакин.
Еще один крупный и сложный проект, которым занимается в Москве "ОСК 1520", - это двухпутная электрифицированная ветка, которая свяжет два радиальных направления: Смоленское и Киевское, а также Пресненский и Дорогомиловский районы столицы. Объект строят в два этапа и первый из них по-настоящему уникален. В его рамках создается ветвь длиной почти 4,3 км, половина из которой проходит по железобетонной эстакаде, она пересечет развязку Третьего транспортного кольца в районе Москва-Сити. При этом эстакада пройдет прямо над оживленной развязкой, в наиболее высокой точке ее высота достигнет 35 метров. Сейчас специалисты "ОСК 1520" уже занялись бурением скважин под буронабивные сваи, которые станут опорами конструкции. В ближайших планах - демонтировать Киевский путепровод и построить вместо него новый двухпутный путепровод. "Через Москву-реку будет сооружен мост с металлическим пролетным строением длиною почти 300 метров на два пути. Также на участке появятся четыре остановочных пункта: Поклонная, Кутузово, Камушки и Ермакова Роща", - делится деталями проекта Клевакин.

Конкретно
Московское центральное кольцо стало уникальным транспортным проектом не только для Москвы и России, но и Европы в целом. Объем проделанных работ беспрецедентен - при реконструкции и укладке верхнего строения пути было отсыпано 734 тыс. куб. м земляного полотна, уложено порядка 190 км пути, реконструировано или построено 29 сложных инженерных сооружений. Каждая из 31 станций представляет собой настоящий транспортно-пересадочный узел, связывающий МЦК с метро, наземным общественным транспортом, платформами МЖД, парковками. При этом во всех случаях учтена возможность дальнейшего развития прилегающих территорий, появление новых видов транспорта, увеличение пассажиропотока.

«Российская газета».