«Дальгипротранс» развивает переходы на российско-китайской границе

Новости
10 апреля 2018

В России сейчас сформирован колоссальный потенциал для увеличения внешнеторгового оборота со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Поэтому дальневосточное направление перевозок приобретает особое значение, в том числе и для железнодорожного сообщества.

Пограничный переход Махалино - Хуньчунь - одна из важнейших транспортных линий между Китаем и Россией на самой юго-восточной российской оконечности Транссибирской магистрали, если взглянуть на карту. Особое преимущество этого перехода - близость к дальневосточным портам. Его развитие позволит обеспечивать транзитные перевозки и осуществлять транспортировку грузов из Китая в Россию и в страны АТР за короткие сроки. О перспективах развития этого транспортного перехода "Гудку" рассказал Алексей Лобов, генеральный директор АО "Дальгипротранс", которое входит в Группу компаний 1520.

- Алексей Вячеславович, насколько известно, у этого российско-китайского перехода непростая история. Расскажите немного о ней.

- Ещё в далёком 1992 году "Дальгипротранс" разработал рабочий проект "Новая железнодорожная линия Камышовая - Хуньчунь". То есть тогда этой линии и никакого перехода ещё не было. Грузооборот по проектируемой линии планировался в размере 3 млн тонн в год. Строительство началось в 1996 году, а первые поезда пошли в 2000 году. В период с 2000 по 2004 год через переход было перевезено 40,3 тыс. тонн грузов. В 2004 году из-за невыполнения обязательств управляющей компании по окончательному обустройству пункта пропуска движение поездов через переход было прекращено.

В 2011 году инфраструктура погранперехода была приобретена ОАО "РЖД". Уже тогда на первый план выходила задача развития инфраструктуры транспортных коридоров, проходящих по территории России, а также выстраивания оптимальных логистических цепочек доставки грузов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. В 2012 году было возобновлено движение поездов, после чего началась разработка мероприятий по поэтапной модернизации линии Махалино - Камышовая - Хуньчунь. Задание на проектирование "Развитие железнодорожной инфраструктуры участка Махалино - Камышовая - Госграница с КНР" "Дальгипротранс" получил в 2014 году и сразу приступил к работе.

- Вероятно, за всё это время там образовалось много "слабых мест"?

- Главным "слабым местом" пограничного перехода является его несоответствие требованиям, предъявляемым к обустройству железнодорожного пункта пропуска в соответствии с нынешними нормативами. В настоящее время объёмы перевозок составляют до 2 млн тонн угля в год для нужд промышленности Китая. На основании прогнозных данных максимальный объём перевозок грузов на этом участке может достигнуть 8 млн тонн груза в год!

- Что необходимо сделать, чтобы этот грузооборот вырос в четыре раза?

- Для этого в проекте предусмотрены чёткие стадии строительства. Реконструкция и строительство зданий и сооружений станции Камышовая для обеспечения перевозок по российской колее 1520 и инженерных коммуникаций, включая устройство водозабора и трансформаторной подстанции. Реконструкция зданий и сооружений перегона Камышовая - Госграница с КНР с укладкой верхнего строения пути совмещённой колеи 1520/1435. Реконструкция зданий и сооружений станции Камышовая для обеспечения перевозок по китайской колее 1435 с возможностью перегрузки грузов на станции Камышовая из китайских вагонов в российские. Реконструкция и строительство зданий и сооружений пункта пропуска Махалино по техническим требованиям государственных контрольных органов, включая установку стационарного инспекционно-досмотрового комплекса.

После реализации этого проекта по участку Махалино - Камышовая - Хуньчунь грузооборот составит в направлении из России в Китай 7,6 млн тонн грузов, из них 5,5 - уголь, 1,0 - руда, 0,3 - лес, 0,3 - удобрения, 0,2 - контейнеры, 0,1 - метизы, 0,1 - цветные металлы, 0,1 - продукция целлюлозно-бумажной промышленности. А из Китая в Россию - 0,4 млн тонн груза в контейнерах. Также проектом предусмотрено строительство терминально-складского комплекса со строительством склада, контейнерной площадки и площадки перегруза тяжеловесных грузов, что позволит увеличить объём перегружаемого груза из Китая до 1,9 млн тонн в год.

- На какой стадии развития этот проект находится сейчас?

- Буквально недавно, в феврале 2018 года, "Дальгипротранс" завершил проектно-изыскательские работы по объекту "Развитие железнодорожной инфраструктуры участка Махалино - Камышовая - Госграница с КНР", проект направлен на рассмотрение ведомственной экспертизы ЦУЭП ОАО "РЖД".

- Алексей Вячеславович, расскажите о самых интересных, знаковых проектах "Дальгипротранса"?

- На протяжении своей долгой истории, а два года назад "Дальгипротрансу" исполнилось 80 лет, наш институт принимал участие в проектировании важнейших для российского Дальневосточного региона объектов, многие из которых успешно реализованы. Например, мостовой переход через реку Амур у города Комсомольска-на-Амуре с развитием железнодорожного узла Комсомольск, паромная переправа Ванино - Холмск с развитием железнодорожных узлов Ванино и Холмск, порт Восточный в бухте Врангеля, реконструкция Кузнецовского тоннеля.

В настоящее время ведётся строительство железнодорожного моста Нижнеленинское - Тунцзян и всего комплекса объектов сопутствующей инфраструктуры трансграничного перехода, в проектировании которых "Дальгипротранс" принимал непосредственное участие. Строительство объекта должно быть завершено до конца года. В стенах "Дальгипротранса" ежегодно разрабатывается до 270 высококачественных проектов. Каждый проект, выполненный в институте, является важным вкладом в развитие дальневосточного пространства российской железнодорожной колеи 1520.

Беседовал Дмитрий Константинов.

Газета "Гудок", 10.04.2018.