В России планируется строительство производственного комплекса для выпуска высокоскоростных электропоездов, которые будут эксплуатироваться на высокоскоростных магистралях (ВСМ) с конструкционной скоростью до 360 км/ч. Согласно утверждённой в РЖД программе развития ВСМ до 2030 года, высокоскоростные магистрали обеспечат рост экономики, развитие машиностроительной отрасли и повысят мобильность населения.
Предполагается, что уже в 2026 году ВСМ Москва – Санкт-Петербург будет доставлять пассажиров из одной столицы в другую всего за 2,5 часа – на час быстрее, чем это делают сегодня «Сапсаны». Напомним, в последние несколько лет активно прорабатывался вариант строительства ВСМ Москва – Казань с возможностью продления на Урал и создания на её основе транзитной магистрали между Европой и Китаем. Однако в 2018 году вновь был реанимирован проект строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Президент РФ Владимир Путин поддержал идею её проектирования. В соответствии с поручением президента РФ от 10 апреля 2019 года ОАО «РЖД» приступило к проведению инженерных изысканий и разработке проектной документации. Так, на совещании, прошедшем в середине июля под председательством генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова совместно с АО "Росжелдорпроект», АО «Ленгипротранс» (входят в Группу компаний 1520) и АО «Мосгипротранс» были определены варианты расположения в Москве и Санкт-Петербурге конечных пассажирских терминалов, на которые будут прибывать поезда по будущей ВСМ, а также вопрос, где будет проходить её трасса в границах мегаполисов. Так, терминал в Санкт-Петербурге будет построен на месте так называемых складов Кокоревых, то есть на части участка, ограниченного домом Перцова, Лиговским проспектом, горловиной перронного парка Московского вокзала и Транспортным переулком. Утверждено и место размещения депо высокоскоростной магистрали – южнее парка Обухово станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. В Москве терминал разместится рядом с Ленинградским вокзалом.
Непосредственная реализация проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург начнётся в 2022 году, на данный момент ведется проектирование. Стоимость строительства ВСМ предположительно оценивается в 1,7 трлн руб., из которых 1,3 трлн руб. – внебюджетные инвестиции. 1,6 трлн руб. пойдут на строительство, 44 млрд руб. – на проектирование, 64 млрд руб. – на затраты по финансированию и управлению магистралью.
В свою очередь, Минтранс считает проект коммерчески эффективным. Так, замминистра транспорта России Владимир Токарев в интервью ТАСС сообщил, что спрос на поездки между Москвой и Санкт-Петербургом является высоким и данное направление остаётся одним из самых популярных для поездок на железнодорожном транспорте.
Согласно расчётам, уже на четвёртый год эксплуатации ВСМ пассажиропоток суммарно составит 23,3 млн человек. Динамика пассажиропотока оценивается в среднем в +1,7% в год. Также в министерстве отметили, что ВСМ предназначена для пассажирских перевозок, но отметили, что при вводе ВСМ будет высвобожден главный ход Октябрьской дороги. Станет возможным его использование для перевозок высокодоходных грузов в сообщении Москва – порты Санкт-Петербурга. Строительство и ввод в эксплуатацию выделенных путей высокоскоростной магистрали приведёт к увеличению пропускной способности существующей инфраструктуры.
По материалам газеты "Гудок".