Как нарастить усилия на Восточном полигоне

Новости
29 июня 2020

Железнодорожное строительство в стране на время карантина, связанного с пандемией COVID-19, не прекратилось. Строители воспользовались новыми возможностями, которые даёт развитие цифровых технологий, проявили творческий подход и нашли взаимопонимание с органами власти. О том, почему график строительства объектов холдинга, несмотря на эпидемию, в целом не отстаёт от намеченного, рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам строительного комплекса Андрей Макаров.
– Андрей Сергеевич, пандемия почти на три месяца заморозила работу многих предприятий. Как это в целом отразится на плане строительства и реконструкции объектов инфраструктуры РЖД?
– Минтрудом России было разъяснено, что указ президента РФ (о нерабочих днях. – Ред.) не распространяется на работников строительных организаций, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей, а также организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
В строительный процесс входят работы, остановить которые невозможно. Это укладка бетона на монолитных массивах, сложные земляные работы, монтажные работы, обеспечивающие жёсткость конструкции, и другие.
Для минимизации сбоев при доставке грузов в данном процессе была достигнута договорённость с руководством Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о предоставлении «зелёного коридора» для завоза на строительные площадки строительных материалов и оборудования. Остановок строительного процесса из-за сбоя в ритмичном цикле поставок материальных ресурсов не зафиксировано.
– Как удалось предотвратить вспышки заболевания на строительных площадках и не сорвать графики работы?
– Было организовано взаимодействие с Роспотребнадзором по допуску строителей. Регионами принимаются дополнительные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, и в ряде регионов действует режим обсервации для прибывающих лиц.
Для обеспечения непрерывного производственного цикла на строительных площадках были организованы смены вахтовых бригад и выполнение требований обсервации вновь прибывших. Мы предложили реализовать режим обсервации на строительных объектах с соблюдением всех мер и рекомендаций Роспотребнадзора и под наблюдением их местных представителей, но без остановки строительного процесса.
Было организовано разделение потоков вновь прибывших и отправляемых с вахты работников, включая раздельное временное размещение. В день прибытия работникам проводится тест на выявление коронавирусной инфекции, по результату которого принимается решение о допуске к работе. Ограничиваются контакты между сотрудниками на объекте, не связанными общими задачами и производственными процессами. Для этого организуется работа в несколько смен, а сотрудники размещаются не более четырёх человек в одном помещении.
Эта инициатива позволила сохранить непрерывность производственного цикла, соблюсти требования безопасности, нормирования труда и отдыха. В регионах отработаны взаимодействия на случай выявления заболевшего на строительной площадке. Установлено взаимодействие с «РЖД-Медицина» для оказания полного комплекса медицинских услуг.
– Сама ситуация с карантином, когда потребовалось ограничить контакты между специалистами, способствовала развитию цифровых технологий в строительстве?
– Во время карантина часть сотрудников была переведена на удалённый режим. Большинство процессов согласования документов переведено в электронный вид, безбумажные технологии применяются и в производстве. Были организованы 292 виртуальные рабочие станции для 3D-проектирования.
Мы сократили количество выездов на объекты, выезжаем по мере необходимости и с соблюдением всех необходимых защитных мер в соответствии с рекомендациями Роспотребназора. При этом мы можем видеть, что происходит на объектах подрядчиков и без выездов, поскольку там стоят видеокамеры и картинка выведена к нам в центр. Цифровые технологии очень помогают в этот сложный период.
Однако не все могут работать удалённо. Наш инспекторский состав вынужден ездить на объекты, потому что необходимо подписывать акты приёмки, сверки учёта непредвиденных работ и другие документы. Инспекторы постоянно находятся в зоне риска, но меры профилактики соблюдаются. К счастью, у нас не было вспышек заболевания.
– В Мурманской области 1 июня из-за паводка рухнул мост на реке Кола и железнодорожное движение с важным и крупным городом и портом прекратилось. Насколько быстро его удастся восстановить?
– Наша задача восстановить этот мост как можно быстрее. Проектирует его АО «Ленгипротранс», и уже через несколько дней после обрушения там работали три буровые установки, более двух десятков изыскателей и проектировщиков. Разработана основная схема конструкции – это будет металлический мост с пролётом 110 м. Металл уже доставлен на площадку. Из Москвы прибыла бригада строителей – они приступили к устройству новых опор и сборке пролёта на стапеле. Нам нужно максимально мобилизоваться и открыть движение уже в октябре.
– Какие новые технологии вошли в практику железнодорожного строительства за последние три-четыре года и над чем строительный блок работает сейчас?
– В первую очередь те, которые позволяют работать в стеснённых городских условиях. Это выносы коммуникаций и переносы сетей под железнодорожными путями с минимальным повреждением насыпи путём горизонтального наклонного бурения с применением инновационных материалов. Их мы освоили на стройках Московского транспортного узла и главного хода Москва – Санкт-Петербург.
Также могу отметить строительство тоннелей методом продавливания. Эта технология запатентована «РЖДстроем» совместно с австрийскими коллегами. В мае сертификационные испытания во ВНИИЖТе прошли отечественные монолитные плиты для верхнего строения пути, которые необходимы для строительства высокоскоростной магистрали.
Мы закупили новую отечественную технику и производства компании Liebherr для работы по технологии раздельной укладки верхнего строения пути. Сейчас наша проблема заключается в том, что тяжёлую технику Центральной дирекции по ремонту пути сложно и неэкономно использовать внутри городов. А технология раздельной укладки позволяет механизировать процесс, который ранее делали во многом с помощью ручного труда.
До конца этого года мы планируем обеспечить применение новой технологии при проектировании объектов ОАО «РЖД». Для этого отобран ряд пилотных проектов. В этой части нам оказывают активную поддержку Минстрой России и ФАУ «Главгосэкспертиза России». В частности, с Главгосэкспертизой у нас заключено соответствующее соглашение о сотрудничестве.
Одновременно мы инициировали ряд необходимых научно-исследовательских работ, касающихся разработки как соответствующих классификаторов, так и онтологии строительства и различных методик. Без этого новая технология полноценно не заработает.
Анализ оценки экономической эффективности применения BIM-технологии показал, что она может значительно повысить экономическую эффективность как на уровне отдельно взятых инвестиционно-строительных проектов, так и на уровне организации в целом. Это связано с изменением стоимости проектов, чистого дисконтированного дохода, показателя рентабельности, срока окупаемости, экономией финансовых ресурсов на различных этапах жизненного цикла объекта.
Сокращение сроков строительства приводит к значительной экономии финансовых ресурсов на заработную плату персонала, использование машин и механизмов. Высокая точность проекта приводит к более планомерному планированию закупок и, как следствие, отражается на экономической эффективности.
Для повышения эффективности строительного процесса в ОАО «РЖД» организовано сотрудничество с ГК «Росатом» в части обмена опытом и улучшений на строящихся объектах. Совместно проведено картирование процесса строительства остановочных пунктов Санино, Минская на киевском направлении Центрального транспортного узла. Основные потери выявлены на стыках взаимодействия разных участников строительного процесса. Для их минимизации и устранения проведены обучающие тренинги для 30 работников ОАО «РЖД» и ключевых подрядных организаций совместно со специалистами ГК «Росатом». По результатам тренингов разработана и реализуется дорожная карта.
Пилотной стройкой для внедрения лучших практик определена платформа Минская (проектируемый остановочный пункт киевского направления МЖД с выходом к одноимённой улице. – Ред.). Речь идёт об эффективной организации рабочего пространства, складирования и движения материалов, совершенствовании производственного контроля и анализа, организации работы информационного центра руководителя строительства. Комплекс задач рассчитан на несколько месяцев. В качестве первоочередных мер выбраны несколько направлений, таких как совершенствование и сокращение сроков проведения конкурсов на поставку оборудования, ускорение процессов согласования и утверждения планов проведения работ, актов-допусков и резервирования «окон» на инфраструктуре. В работу будут вовлечены все участники процесса – от заказчика и проектировщиков до поставщиков и подрядчиков.
Мы рассчитываем, что эти проекты положительно повлияют на организацию и ведение строительно-монтажных работ, повысят оперативность и гибкость принятия решений.
– ОАО «РЖД» намерено сократить на этот год инвестиционную программу на 200 млрд руб., причём сокращения предполагаются в части проектируемых объектов. Чего именно коснутся эти меры?
– Предварительно речь действительно идёт о сокращении на эту сумму, хотя она ещё может быть уточнена. Но хочу обратить внимание, что по основным нашим проектам – проектированию второго этапа развития Восточного полигона, проекту ускорения контейнерных перевозок («Транссиб за 7 суток»), подходам к Мурманску и Азово-Черноморским портам – проектирование идёт полным ходом. Поэтому к компании «Росжелдорпроект» у нас увеличиваются запросы на выдачу проектной документации.
Совет директоров ОАО «РЖД» отложил на будущее небольшие объекты, относящиеся к пассажирским обустройствам, вокзальным комплексам и энергетике. Небольшие сокращения коснулись почти каждого хозяйства.
– Когда начиналась реконструкция Восточного полигона, то изначально был план сделать его как можно более малообслуживаемым, поскольку в восточных регионах страны дефицит кадров. Удалось ли реализовать задуманное?
– Проект начал реализовываться ещё в 2013 году, и большая часть проектных документов относится к 2015–2016 годам. Те инновационные технологии, которые были отработаны на тот период времени, на Восточном полигоне применяются. В основном это касается энергоснабжения и систем централизации, блокировки и связи. Там, в частности, используются микропроцессоры, которые не требуют обслуживающего персонала и увеличивают пропускные способности.
Но самые новые разработки, которые начали использоваться буквально пару лет назад, мы прописываем в плане второго этапа реконструкции. Это новая автоблокировка АБТЦ-МШ (подвижные блок-участки), микропроцессорная централизация МПЦ-ЭЛ и даже ещё более совершенные системы. Такие технологии позволят по окончании второго этапа в 2024 году увеличить пропускные возможности полигона в полтора раза, до 180 млн тонн в год, и контейнерные перевозки в четыре раза.
– Восточному полигону руководством страны уделяется особое внимание. Удастся ли в конце года закончить первый этап?
– В рамках первого этапа в 2020 году нам необходимо достичь верхней границы целевого показателя пропускной способности, указанной в паспорте проекта, – 124,9 млн тонн. И для этого мы должны сдать в этом году порядка 200 объектов.
Да, мы наращиваем свои усилия на Восточном полигоне. Но там работает значительная часть вахтовиков с европейской части страны, а в период карантина многие опасаются ехать, некоторые подразделения не могут укомплектовать штат. Со снятием ограничений строительные компании планируют всё же набрать необходимое количество рабочих. Это сегодня главное – доставить туда необходимое количество людей и техники. Второстепенных объектов, на которых можно было бы сэкономить время, там сейчас нет.

Газета "Гудок".