Специалисты института «Кавжелдорпроект» – филиала АО «Росжелдорпроект», который входит в Группу компаний 1520, разработали проект капитального ремонта Лысогорского тоннеля. Строительные работы на объекте начались в январе 2020 года, а уже 21 апреля этого года по обновленному тоннелю проследовал первый грузовой состав.
Тоннель расположен на однопутном участке перегона Чинары-Чилипси Северо-Кавказской железной дороги и соединяет Краснодар с Черноморским побережьем. Протяженность сложнейшего инженерного сооружения – более трех километров. Лысогорский тоннель был построен под склонами горы Ватепси (второе название - Лысая гора) более 40 лет назад, в 1978 году. Гора является частью Главного Кавказского водораздела, горной системы, разделяющей Северный и Южный Кавказ. Это район с повышенной сейсмической активностью, движением пород и выходом грунтовых вод. Неблагоприятные факторы накапливались десятилетиями и в итоге негативно повлияли на состояние Лысогорского тоннеля. В результате было принято решение о проведении его капитального ремонта.
Сложные горно-геологические условия и большая протяженность тоннеля оказали значительное влияние как на проектные решения, так и на ход проведения капитального ремонта. Проектом было предусмотрено переустройство существующего верхнего строения пути на безбалластную конструкцию железнодорожного пути с пониженной вибрацией LVT (Low Vibration Track), устройство участков переменной жесткости, ремонт порталов, благоустройство прилегающей территории, устройство поездной радиосвязи, восстановление тоннельной световой и звуковой сигнализаций, ремонт существующих подпорных стен, а также обустройство новых водоотводных сооружений над портальной частью сооружения. Проектные работы были выполнены под ключ за полгода.
Укладка новой рельсошпальной решетки по технологии LVT значительно снизила вибрацию при движении подвижного состава, что благоприятно скажется на состоянии эксплуатируемой техники и конструкции тоннеля. Благодаря применению современных износостойких материалов срок эксплуатации тоннеля значительно увеличится, а затраты эксплуатирующих организаций - оптимизируются. К майским праздникам поезда дальнего следования и пригородные электрички должны вернуться к привычному расписанию. Поездка сквозь Лысогорский тоннель станет не только быстрее за счет повышения скорости движения поездов, но и намного комфортнее.