Поездам в Санкт-Петербурге готовят новые пути

Новости
13 апреля 2020

В четверг, 9 апреля, правление ОАО «РЖД» в режиме видеоконференции рассмотрело и в целом одобрило «Концепцию по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле». Концепция предполагает строительство двух грузовых обходов и организацию двух маршрутов внутригородской электрички, со строительством 9 транспортно-пересадочных узлов. Теперь документу предстоит утверждение правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, он должен быть согласован Министерством транспорта РФ, после чего начнётся его реализация. 
Согласно прогнозам специалистов московского Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ, генеральный разработчик концепции), к 2030 году численность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области превысит 8,5 млн человек (сегодня – 7,1 млн). Объёмы пригородных пассажирских перевозок на Санкт-Петербургском узле вырастут в 1,8 раза относительно уровня 2018 года и составят 142,4 млн человек в год, а объём грузов в адрес морских терминалов Октябрьской железной дороги и Санкт-Петербурга увеличатся в 1,4 раза – до 261 млн тонн в год (также по сравнению с 2018 годом). 
Концепция предусматривает вывод грузового транзитного движения за пределы Санкт-Петербурга, для чего планируется построить два грузовых обхода: Северо-Восточный (Орехово – Павлово-на-Неве, двухпутный) протяжённостью 85 км и Юго-Западный (Владимирская – Бронка, однопутный) протяжённостью 74 км. Второй частью концепции предусматривается открытие двух маршрутов так называемой внутригородской электрички (по аналогии с Московскими центральными диаметрами): Ораниенбаум – Белоостров (через Пулково) и Токсово – Гатчина-Варшавская, на которых должны курсировать 90 пар поездов - по 45 пар на каждом маршруте. 
Для интеграции с существующей системой городского транспорта в концепции предложено до 2030 года создание девяти пересадочных комплексов. Все они предусматривают возможность пересадки на существующие и будущие станции метро. Концепцией предусмотрена реконструкция московского, балтийского, выборгского и сестрорецкого направлений, включая строительство дополнительных путей, транспортно-пересадочных узлов, новых остановочных пунктов и новой электрифицированной линии Сертолово – Левашово протяжённостью 6,5 км, а также строительство соединительной линии Шоссейная – аэропорт Пулково – Лигово протяжённостью 11,7 км, входящей в маршрут Белоостров – Ораниенбаум. 
Перечень мероприятий, вошедших в концепцию, и сроки их реализации могут быть уточнены по результатам разработки проектных решений и определения источников финансирования. По предварительным оценкам, для реализации всей концепции потребуется почти 600 млрд руб. Теперь её предстоит утвердить в правительствах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ожидается, что это произойдёт к концу апреля.Разработка документа вместе с подготовительной работой продолжалась около года. В ней участвовали специалисты ОАО «РЖД», АО «ИЭРТ», АО «ЛЕНГИПРОТРАНС» (входит в Группу компаний 1520), ПГУПСа и других. В июле прошлого года была создана рабочая группа под сопредседательством вице-губернатора Евгения Елина и заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов Олега Тони. Первый этап концепции был одобрен петербургским правительством в минувшем сентябре. В начале этого года она ещё раз обсуждалась на совещании под председательством вице-губернатора Максима Соколова с участием Олега Тони. В процессе последних обсуждений ОАО «РЖД» внесло в концепцию ряд изменений. 
Претерпели корректировку маршруты внутригородских электричек. Маршрут Белоостров – Ораниенбаум на первом этапе теперь выглядит так: Белоостров – Сестрорецк – Ланская, далее через вновь создаваемые развязки – на Кушелевку, затем Пискарёвка – Полюстрово – Ладожский вокзал – Финляндский железнодорожный мост – Волковская – Цветочная, далее через систему развязок на Броневую, затем Дачное – Ульянка – Лигово – Ораниенбаум. Изменения связаны с аэропортом Пулково. 
«Для доставки пассажиров в аэропорт на первом этапе предусмотрено запустить движение электропоезда, который будет следовать от Балтийского вокзала через Броневую и Шоссейную в Пулково и прибывать там на подземный терминал, – сказал заместитель главного инженера АО «ЛЕНГИПРОТРАНС» Сергей Иванов. – Маршрут будет запущен к 2024 году. Ждать, когда начнётся движение внутригородских электричек, петербургские власти не считают возможным. И с этим согласилось руководство РЖД. Не позднее 2030 года Пулково будет соединено транзитным железнодорожным сообщением с Лигово». 
Второй маршрут внутригородской электрички: Токсово – Девяткино – Ручьи – Ладожский вокзал – Финляндский железнодорожный мост – Цветочная – Броневая – Шоссейная – Гатчина-Варшавская. Первоначально в качестве конечной остановки рассматривался Ораниенбаум. 
Ещё одной частью концепции является частичное изменение функционала Московского вокзала. Изначально предполагалось, что после завершения в 2026 году строительства ВСМ он будет обслуживать только высокоскоростные составы, а также знаменитый поезд «Красная стрела». А все остальные поезда, включая пригородные электрички, следующие по главному ходу, – прибывать и отправляться в путь с нового транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Волковская». 
Но и этого вопроса коснулись изменения. ТПУ «Волковская» будет принимать пригородные электропоезда московского направления. А все поезда дальнего следования останутся на Московском вокзале. Дело в том, что в предыдущем варианте для обслуживания прибывающих и отбывающих с ТПУ «Волковская» пассажирских поездов дальнего следования потребовалось бы ограничить технологические возможности работы 1-го и 6-го парков станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. 
«Руководство РЖД считает необходимым сохранить нынешние условия обеспечения взаимодействия железнодорожного транспорта со всеми четырьмя районами Большого морского порта Санкт-Петербург. И не создавать дополнительных нагрузок на станцию Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, которые были бы связаны с использованием её инфраструктуры для работы с составами пассажирских поездов дальнего следования», – объясняет Сергей Иванов. 
К 2030 году также планируется частичное перераспределение сортировочной работы с транзитными потоками со станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский на станциях Шушары и Волховстрой, а также реконструкция этих станций, систем регулирования движением и усиление инфраструктуры внутриузловых линий. 
По словам Сергея Иванова, сейчас рассматриваются два варианта терминала для приёма и отправки поездов ВСМ. Первый – строительство терминала на месте так называемых складов Кокоревых, которые находятся на участке, ограниченном хорошо известным петербуржцам Домом Перцова, Лиговским проспектом и горловиной перронного парка Московского вокзала. Правда, этот вариант может вызывать озабоченность у градозащитников, поскольку ещё в 2001 году комплекс складов Кокоревых включён «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». В качестве резервного рассматривается второй вариант – создание на Московском вокзале четырёх специализированных перронных путей со стороны Лиговского проспекта на месте существующих перронных путей прибытия пригородных поездов. 
«Железнодорожный транспорт может стать базовой составляющей транспортной системы Санкт-Петербурга, в том числе в сфере внутригородских пассажирских перевозок», – прокомментировал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов итоги заседания правления ОАО «РЖД» в конце прошлого года, на котором говорилось о концепции развития железнодорожного транспортного узла города на Неве. «За прошедший год сделан осознанный выбор в пользу развития в Санкт-Петербурге железнодорожного транспорта, в том числе в сфере городских пассажирских перевозок», – отметил он. Также губернатор Северной столицы назвал включение электричек в систему общественного транспорта одним из самых самым перспективных вариантов его развития. 
Чтобы сократить сроки осуществления столь масштабного проекта, на Октябрьской дороге уже начали подготовку к его реализации. «Сейчас «ЛЕНГИПРОТРАНС» проектирует Северо-Восточный обход города, а «Ленгипротранспуть» – разъезды Яхтенная и Тарховка сестрорецкой линии и участок Левашово – Серотолово, где уже выполняются изыскания. Проектно-изыскательские работы ведутся в рамках инвестпрограммы ОАО «РЖД», – рассказывает начальник службы технической политики ОЖД Николай Сёмин. – Ожидаем действий от города в части развития улично-дорожной сети в районе пересадочных комплексов и транспортно-пересадочных узлов, предусмотренных концепцией».  
По словам начальника Октябрьской региональной службы развития пассажирского сообщения и предоставления доступа к инфраструктуре Тимофея Шманёва, в связи с тем, что в период карантина и самоизоляции в апреле количество пассажиров на всех направлениях временно снижено, появилась возможность с 20 апреля в тестовом режиме запустить электрички по маршруту Парголово – Красное Село. В течение месяца четыре пары электропоездов, состоящих из шести вагонов, будут курсировать по этому участку ежедневно. Это позволит обкатать маршрут и выявить слабые и сильные стороны нового направления.  
«В этом году, не дожидаясь утверждения концепции, РЖД выделили около 2,5 млрд руб. на продолжение проектных работ по наиболее актуальным титулам, которые были начаты ещё в 2019-м. Это строительство 3-го и 4-го главных путей на участке Санкт-Петербург – Тосно, Юго-Западный обход, строительство 3-го и 4-го главных путей Санкт-Петербург-Балтийский – Броневая и нового участка Шоссейная – аэропорт Пулково», – сообщил заместитель главного инженера ОЖД Виктор Иванов.

Газета "Гудок".