21 ноября 2019 года открылись первые Московские центральные диаметры (МЦД-1 и МЦД-2), построенные по проектам специалистов компании «Росжелдорпроект» (входит в Группу компаний 1520). Железная дорога заработала в режиме метро и стала полноценным видом городского общественного транспорта.
Две линии скоростных электропоездов общей протяженностью 132 километра, вместившие 57 станций, соединили город с крупнейшими центрами Подмосковья. Первый диаметр, МЦД-1, проходит из Лобни в Одинцово через Белорусский вокзал. Другой маршрут, МЦД-2, проложен через Курский и Рижский вокзалы из Нахабино в Подольск. На сегодняшний день это одни из наиболее загруженных направлений столичного региона.
Идея запуска МЦД была представлена в ноябре 2017 года, в том же месяце Президент России Владимир Путин одобрил мегапроект. Для его реализации потребовалась консолидация опыта, ресурсов и усилий ключевых ведомств и транспортных компаний России, в том числе Минтранса РФ, правительств Москвы и Подмосковья, ОАО «РЖД», ГУП «Московский метрополитен» и АО «Росжелдорпроект».
Центральные диаметры превратились из замысла в реальность всего за 2 года, и 21 ноября 2019 года, на Белорусском вокзале, Президент Российской Федерации Владимир Путин, Мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров стали первыми пассажирами МЦД.
В реализации проекта "Московские центральные диаметры" также принимает участие "Объединенная строительная компания 1520" (входит в Группу компаний 1520). Грандиозный проект включает: реконструкцию инфраструктуры, строительство новых путей и транспортно-пересадочных узлов. Создание новой инфраструктуры в кратчайшие сроки - приоритетная задача строителей. Для повышения пропускной способности диаметров - прокладываются новые пути, строятся пассажирские платформы и пункты обслуживания электропоездов, проводится реконструкция контактной сети и системы управления движением. Возводимые остановочные пункты станут основой транспортной сети нового типа.
Свое название Московские центральные диаметры получили благодаря сквозному характеру пересечения города. Они проходят насквозь через всю Москву и не привязаны к конкретным вокзалам. Таким образом, у людей появляются сотни новых вариантов пересадок на другие виды транспорта. Со станций МЦД можно пересесть на метро и Московское центральное кольцо (МЦК). На многих станциях смену вида транспорта пассажиры практически и не заметят, так как предусмотрена пересадка по принципу «сухие ноги». Несколько шагов под навесом по специальному переходу, и вот уже пассажиры МЦД становятся пассажирами Московского метрополитена.
Новый вид транспорта почти полностью наземный. Диаметры вошли в единую тарифную систему с метрополитеном и МЦК. Для оплаты проезда используются транспортные карты «Тройка», причем пересадка между МЦД и метро является бесплатной.
Пассажиров перевозят современные электропоезда «Иволга 2.0». Каждый состав вмещает свыше двух тысяч человек. Все вагоны оснащены широкими дверными проемами. Имеется возможность сквозного прохода по всему составу. Кроме того, в поездах имеются удобные санитарные зоны с пеленальными столиками. А для велосипедов, колясок и крупногабаритного багажа есть специальные крепления. За три дня с момента запуска МЦД новые электропоезда перевезли почти 1,5 миллиона пассажиров.
Эксперты уже заявляют об увеличении пропускной способности общественного транспорта всего Московского региона благодаря введению диаметров на 10-12%. Всего в перспективе намечен запуск пяти линий: после первых двух планируется запустить МЦД-3 от Зеленограда до Раменского, МЦД-4 от Апрелевки до Железнодорожного и МЦД-5 от Пушкина до Домодедова.
К 2023 году общая протяженность путей внеуличного рельсового транспорта (метро, МЦК и МЦД) в столичном регионе составит более тысячи километров, количество станций увеличится до 498, а пассажиропоток - в 1,7 раза (более 12,5 млн человек в сутки). Московское метро станет одним из крупнейших в мире.