"Ленгипротранс" - на пике высоких скоростей!

Сми о нас
14 декабря 2017

17 декабря на сети железных дорог России отмечается День высоких скоростей. Именно в этот день в 2009 году в 19:00 поезд "Сапсан" отправился в свой первый коммерческий рейс из Москвы в Санкт-Петербург, куда прибыл в 22:45. Так в современной России началась эпоха высоких железнодорожных скоростей.

Развитие высокоскоростных магистралей (ВСМ) в России - один из самых обсуждаемых вопросов в железнодорожной отрасли начиная с конца 1960-х годов. Компания "Ленгипротранс", которая входит в Группу компаний 1520, занимается этим вопросом с 1987 года.

В 1980-1990-х годах специалисты института прорабатывали вопросы организации высокоскоростного движения пассажирских поездов с отечественным подвижным составом на головном участке Ленинград - Москва по направлению Центр - Юг (Ленинград - Москва - Крым и Кавказ) со скоростью от 300 до 350 километров в час. Работы над подготовкой технико-экономического обоснования (ТЭО) магистрали начались в 1989-м и продолжались до середины 1990-х годов. Это был первый проект высокоскоростной магистрали в России, его не удалось осуществить из-за непростых политических и экономических условий в стране.

Сегодня Программа развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО "РЖД" на перспективу до 2020 года и Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года предусматривают строительство новых скоростных и высокоскоростных линий железнодорожного сообщения.

Линии скоростного хода

Пока в стране нет реализованных ВСМ, скоростное движение обеспечивают поезда "Сапсан" (от Санкт-Петербурга до Москвы) и "Аллегро" (от Санкт-Петербурга до Хельсинки). Скоростное двухпутное движение пассажирских поездов с расчетной скоростью до 250 километров в час было организовано на существующих железнодорожных линиях путем их реконструкции.

Проектные решения "Ленгипротранса" позволили выполнить реконструкцию линии Санкт-Петербург - Москва. Проектные работы начались в 2005-м, а скоростное движение было открыто 17 декабря 2009 года. В 2010-м маршрут был продлен до Нижнего Новгорода. С 2015 года на участке Москва - Нижний Новгород курсирует поезд "Стриж". В 2010-м также организовано скоростное движение между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Соглашение о совместной организации скоростного движения между странами было подписано в 2001 году. Работы начаты в 2003-м. Первоначальной задачей было сокращение времени в пути до 6 часов, это вскоре и было обеспечено составами "Сибелиус" и "Репин", которые дополнили фирменный поезд "Лев Толстой", следующий по маршруту Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва. Проектные проработки и возросшие финансовые возможности показали, что параметры пассажирского сообщения можно увеличить до уровня скоростного движения - 220 километров в час. Таким образом, после запуска скоростного поезда "Аллегро" время в пути сократилось до 3,5 часов.

Обоснование инвестиций в ВСМ

Открытие ВСМ позволит сократить время в пути, предоставит совершенно новый уровень обслуживания, удовлетворит спрос населения и бизнес-сообщества на пассажирские перевозки. Можно отметить и положительное влияние строительства таких объектов на экономику: появятся новые рабочие места, увеличатся темпы регионального развития, повысится инвестиционная привлекательность России с точки зрения иностранных партнеров.

В 2009 году "Ленгипротранс" разработал обоснование инвестиций в строительство высокоскоростных линий Москва - Санкт-Петербург (ВСМ-1). В 2012-м на уровне руководства страны и ОАО "РЖД" было принято решение о создании выделенной инфраструктуры высокоскоростных железнодорожных магистралей. В результате в 2013 году разработано ТЭО линий Москва - Казань - Екатеринбург (ВСМ-2) с выделением пионерного участка Москва - Казань и Москва - Ростов-на-Дону - Адлер (ВСМ Центр - Юг). Все они получили положительную оценку международных аудиторов и ФАУ "Главгосэкспертиза России". Это двухпутные линии для движения высокоскоростных пассажирских поездов с расчетными скоростями до 400 километров в час и возможностью обращения специализированных контейнерных поездов со скоростями движения до 200 километров в час.

Сейчас завершается разработка проектной документации первого этапа строительства участка ВСМ Москва - Казань. Строительство магистрали объединит территории семи субъектов РФ, свяжет столицы регионов трассой протяженностью 770 километров. При успешной реализации проекта это направление станет частью транснационального коридора "Евразия", связывающего Китай, Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу и Германию. Такие перспективы сегодня активно обсуждаются международным сообществом.

(По материалам газеты "Стрела", №25, декабрь 2017).