На пути встает Великий Новгород

Сми о нас
11 декабря 2020

Участники Научно-технического совета (НТС) компании, который прошёл 9 декабря под председательством генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, выбрали один из трёх вариантов трассы ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом. Оптимальным был признан маршрут, проходящий через Великий Новгород. 
«Москва и Санкт-Петербург сейчас имеют очень хорошее сообщение, поэтому ещё один высокоскоростной транспортный коридор на этом направлении должен быть максимально эффективным, – отметил, открывая совещание, Олег Белозёров. – Коридор должен работать на повышение связанности территорий, развитие региональной экономики и при этом не создавать искусственной конкуренции видов транспорта». 
По плану ВСМ Москва – Санкт-Петербург должна быть построена в 2027 году. Максимальная скорость движения на этой магистрали должна достигать 400 км/ч (для сравнения, сейчас «Сапсан» разгоняется до 200 км/ч). Генеральный директор АО «Росжелдорпроект» (входит в Группу компаний 1520) Алексей Тихонов представил три предварительно отобранных и согласованных, в том числе и с местными властями, варианта прохождения трассы – «Западный», «Новгородский» и «Валдайский» (см. карту ниже). 
Последний вариант участники НТС сразу посчитали самым проблемным, поскольку трасса в этом случае пересекает подземное хранилище газа «Невское» (это потребует специальных технических условий для строительства инфраструктуры или нужен будет обход) и территорию национального парка. Кроме того, это был бы самый длинный маршрут – 679,2 км. 
Вариант «Западный» рассматривался как основной ещё при проработке ВСМ Москва – Санкт-Петербург в 2010 году. Он самый короткий (658,28 км) и может быть самым быстрым – 2 часа 15 минут без учёта остановок. Однако в этом случае нужно строить транспортно-пересадочный узел Мельниково, который будет располагаться на месте пересечения линии ВСМ и железной дороги Чудово – Великий Новгород. Это в 65 км от города, и пассажиров из Новгорода на ВСМ нужно будет доставлять электропоездами, что не очень удобно. Поэтому при таком варианте ожидается самый низкий пассажиропоток на магистрали – всего 22,2 млн человек к 2030 году. 
«Новгородский» вариант позволит загрузить ВСМ пассажирами из Великого Новгорода и кратно увеличит поток туристов в этот город по магистрали. Место для ТПУ Великий Новгород выбрано при участии администрации Новгородской области в максимальном приближении к городу и аэропорту Кречевицы, и туда можно добраться на городском транспорте. Длина маршрута 679 км, и время в пути без учёта остановок составит 2 часа 19 минут. 
«Вариант «Новгородский» имеет более высокую социальную значимость и существенно больший пассажиропоток, – отметил Алексей Тихонов. – По данным Центра экономики инфраструктуры, интеграция Великого Новгорода в Санкт-Петербургскую агломерацию позволит уже в 2030 году достичь значительных социально-экономических эффектов по сравнению с «Западным», и пассажиропоток к 2030 году составит 23,1 млн человек в год». 
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин подчеркнул, что Великий Новгород – это важный исторический центр, который развивается и привлекает всё больше туристов, но в то же время не имеет удобного железнодорожного сообщения. 
«Если ВСМ через город будет построена, то мы не сомневаемся, что к 2030 году выйдем на цифру в 5,3 млн пассажиров в год только в нашем регионе», – подчеркнул он. 
Выступавшие на НТС руководители регионов и общественных организаций единогласно поддержали предложение взять вариант «Новгородский» в качестве основного для дальнейшей проработки. 
По итогам совета в Минтранс России и Росжелдор будут направлены предложения о внесении изменений в схему территориального планирования для строительства инфраструктуры ВСМ в соответствии с рекомендованным вариантом трассы.

Газета "Гудок".