Арки над Каланчёвкой

Сми о нас
18 августа 2020

Развитие железнодорожной инфраструктуры на Комсомольской площади Москвы позволит в два раза увеличить пропускную способность участка Каланчёвская – Курская, включая поезда уже действующего МЦД-2 Нахабино – Подольск и строящегося МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожный. В 2023 году через площадь Трёх вокзалов в центре столицы будут ходить до 353 пар поездов МЦД в сутки.
Реконструкция путепроводов и строительство двух дополнительных главных путей на участке от Курского вокзала до Каланчёвки выполнены к настоящему моменту на 30% от запланированных объёмов. Через реконструируемый участок в историческом центре столицы, близ Комсомольской площади, будут проходить два центральных диаметра: ныне действующий МЦД-2 Нахабино – Подольск и строящийся МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожный. В общей сложности строителям предстоит уложить 16,5 км пути. После ввода участка в эксплуатацию его пропускная способность возрастёт в два раза, со 178 до 353 пар электропоездов в сутки, а интервал движения с существующих 6 минут сократится до 2,5 минут на каждом диаметре. Прогнозируемый пассажиропоток суммарно на двух диаметрах вырастет с нынешних 700 тыс. человек в сутки до 1,8 млн. Это колоссальный объём, ведь недавно ещё весь Московский узел в целом перевозил в сутки 2 млн пригородных пассажиров.
Два новых главных пути будут располагаться по обе стороны от двух существующих, что требует выноса всех железнодорожных и городских коммуникаций, инженерных сетей и филигранной врезки в предельно зажатую городскими зданиями полосу землеотвода для прокладки каждой колеи и кабелей. Вдоль всего участка от Курского вокзала до Каланчёвской возводятся подпорные стены. Более половины подпорных стен уже построено. Реконструируемая платформа Каланчёвская даст возможность взаимной пересадки МЦД-2 и МЦД-4, а также будет связана сквозным проходом со станцией метро «Комсомольская», не говоря уже о пешей доступности трёх вокзалов – Ленинградского, Ярославского и Казанского.
Строительство двух дополнительных путей на сложнейшем в инженерном отношении и пространственно стеснённом участке идёт в условиях плотной городской застройки и интенсивного движения поездов. Максимальный ночной технологический перерыв в движении на участке составляет всего три часа. В августе двухчасовые дневные технологические «окна» назначены каждый день с 13.00 до 15.00. В эти перерывы проводится сложный комплекс работ, требующий остановки движения на участке. За счёт «окон» приближается завершение стройки. В целом бесперебойную работу железной дороги успешно обеспечивает дежурно-диспетчерский аппарат Московской железной дороги.
Модернизация путепровода – самая сложная и масштабная задача, ведь, казалось бы, он так зажат, что расширять его некуда. Но уже почти завершена сборка самого большого арочного сооружения, его длина составляет 83 м, надвижка конструкции на опоры запланирована на начало сентября. Всего же на Комсомольской площади будет построено три путепровода с девятью красивыми арочными конструкциями, органично вписывающимися в архитектурный облик центра столицы. Проектировщик этой красоты - АО "Росжелдорпроект", которое входит в Группу компаний 1520. Силами ГК 1520 осуществляются и все строительные работы на этом объекте.
В октябре запланирована надвижка следующего арочного строения длиной 51 м. Совсем скоро строительная площадка развернётся также со стороны Каланчёвской улицы, где на стапелях начнётся сборка ещё одного арочного строения с последующей надвижкой на опоры. До конца года будут надвинуты три арочные конструкции под будущий путепровод, по которому пройдёт 4-й главный путь. Уже к началу 2021 года на железобетонную основу можно будет укладывать рельсовые плети бесстыкового пути.
За счёт реконструкции путепроводу на Комсомольской площади придадут задуманный архитектором Щусевым облик. Он будет с высокими изогнутыми металлическими арочными фермами. Опоры путепровода оформят с использованием натурального гранита, что также соответствует историческому облику объекта. Под железнодорожным путепроводом разместится вестибюль заново отстроенного остановочного пункта Каланчёвская. Подземный павильон обеспечит перемещение пассажиров внутри железнодорожной инфраструктуры и их транзит с платформы в метро и на вокзалы через сквозной наземный проход, соединяющий Каланчёвскую улицу и Комсомольскую площадь. Сейчас проводится вынос коммуникаций в месте будущего вестибюля, устанавливаются буронабивные сваи. Ведётся строительство новой платформы № 1 – той, что со стороны Ленинградского вокзала. Основание с плитами новой платформы уже готово, сейчас устанавливаются опоры для навеса.
К работам по реконструкции сложного участка привлечены свыше 400 строителей и 70 единиц техники. Это экскаваторы, самосвалы, буровые установки – с их помощью производятся земляные и фундаментные работы. Идёт модернизация пешеходного моста в Хомутовском тупике и трёх автомобильных путепроводов. На двух из них – на Старой и Новой Басманной улицах – ведётся укрепление действующих опор. Автомобильный мост на улице Казакова будет построен заново. Уже демонтирован старый путепровод, проводится сборка нового пролётного строения. Ввод в эксплуатацию всего двухкилометрового участка Алексеевской соединительной ветви с четырьмя главными путями и полностью обновлённым остановочным пунктом Каланчёвская планируется в 2023 году.
За счёт слаженной, скоординированной работы проектировщиков и строителей Группы компаний 1520 и всех завязанных на этй стройку служб ОАО "РЖД" уже удалось достичь сокращения сроков почти на 1,5 года. Первоначальный сценарий предусматривал 2025 год.

(По материалам газеты "Гудок").