BIM-технологии обоснуют научно

Сми о нас
16 февраля 2020

В ОАО «РЖД» принята дорожная карта внедрения BIM на железных дорогах. Об этом «Гудку» сообщил начальник Центра компетенций по внедрению технологии информационного моделирования (ЦТИМ) Владимир Талапов. В соответствии с этим документом к 2030 году ОАО «РЖД» должно внедрить умную эксплуатацию инфраструктуры. 
Термин BIM означает технологию моделирования сложных конструкций (англ. – Building Information Modeling). С её помощью модель объекта строится из элементов, как из кубиков. Информация об элементе содержит данные о материале, размерах, стоимости, производителях, эксплуатационных и других характеристиках. BIM может применяться на всех этапах «жизни» объекта – от проектирования до утилизации. Наличие детальной информации и возможность её модификации позволяет ускорять работы и снижать затраты на всех этапах жизненного цикла объекта. Например, на этапе эксплуатации при использовании BIM его эффективность достигается за счёт повышения точности технических заданий: подрядчик знает, какие именно элементы с какими характеристиками необходимо заменить. При этом не тратятся время и другие ресурсы на обследование объекта – информация уже есть в базе данных. Возникает и ряд других эффектов, например сокращаются складские запасы деталей, необходимых для ремонта. 
Первые проекты с применением технологии информмоделирования появились в РЖД в 2013 году. Например, с использованием BIM были построены 20 пешеходных мостов через железнодорожные пути. Но пока на сети нет ни одного объекта, где эта технология применялась бы в ходе его эксплуатации. Дорожная карта внедрения BIM разрабатывалась в 2019 году инициативной группой, созданной в Департаменте капитального строительства ОАО «РЖД». Тогда же был создан ЦТИМ, а его руководителем назначен Владимир Талапов. 
Принятый в компании документ получил название «Дорожная карта научно-технического сопровождения внедрения технологии информационного моделирования в ОАО «РЖД». Главным исполнителем дорожной карты определён ЦТИМ. 
Документ определяет пять этапов внедрения BIM-технологии. Первый уже прошёл в 2019 году – это этап формирования основных направлений работы. В 2020–2022 годах предстоит детализировать эти направления и создать научную основу для работы по внедрению BIM. В 2023 году новую технологию должны начать подразделения компании. В 2024–2025 годах будет осуществляться цифровой мониторинг показателей развития инфраструктуры. «Фактически мы будем запускать наши системы в нормальную эксплуатацию», – пояснил Владимир Талапов. Пятый этап пройдёт с 2026 по 2030 год и предусматривает интеллектуальное развитие системы. BIM позволит выйти на состояние умной эксплуатации инфраструктуры. Такая умная информационная система будет задействована для предиктивной (предсказательной) аналитики. Система будет обрабатывать данные о каждом элементе, процессах, происходящих в них, и о взаимодействии этих элементов. Эти данные будут вносить в систему сначала проектировщики, затем строители и в ходе эксплуатации осмотрщики и ремонтники. 
В 2020 году должно быть выполнено 35 научных работ. Пример такой научной работы – «Разработка принципов формирования и кодирования лексических элементов онтологической модели железнодорожной инфраструктуры». Говоря простым языком, речь идёт о понимании, из каких базовых элементов состоят основные объекты ОАО «РЖД». Элементы разложат по полочкам и посмотрят их взаимосвязи, сформируют классификаторы. То есть будут созданы принципы кодирования элементов, по которым можно будет быстро определять место элемента в системе. Владимир Талапов характеризует объём работы как «колоссальный» и «огромный». 
Из названия дорожной карты следует, что она определяет не все направления внедрения BIM в ОАО «РЖД», а только его научно-техническое сопровождение. Оставшиеся области внедрения – это создание автоматизированной системы управления (АСУ) BIM и выработка регламентов работы. 
На лето нынешнего года намечено начало опытной эксплуатации первой очереди АСУ BIM, то есть её «оболочки». Система предназначена для создания среды общих данных. В перспективе в неё будут загружаться информационные модели. 
В 2020 году планируется совместно с проектными организациями, такими как «Росжелдорпроект» (входит в Группу компаний 1520), сформировать список пилотных проектов. На них будут доработаны принятые в 2019 году требования к информационным моделям. На этот раз, в отличие от пилотов прошлых лет, BIM хотят применять на всех этапах проекта, а не на его части.

Газета "Гудок".