Начало строительства БАМа - как это было

Сми о нас
01 июля 2019

Для меня Байкало-Амурская магистраль началась в ноябре 1972 года. Тогда мне было 25 лет. Сначала я работал в посёлке Снежном Хабаровского края. Наша механизированная колонна (МК), где я работал водителем, строила дороги для Уктурского леспромхоза. Когда я услышал о начале грандиозной стройки, сразу же, не раздумывая, отправился на БАМ. Приехал в Тындинский и устроился водителем в МК-94. Меня посадили на тягач «Ураган-537». Таскали экскаваторы, бульдозеры из Сковородино. Сюда по железной дороге приходила японская техника из порта Владивостока, немецкие «Магирусы» – из Ленинграда, а уже по автодороге машины доставляли на участки. Нас в мехколоннах ждали как манну небесную. На «Урагане» я поработал недолго, потом в 1975 году пересел на «Магирус».
Первым участком на большом БАМе для МК-94 стал разъезд Курьян, потом были разъезд Кутыкан, станция Лопча. Здесь железная дорога начинает идти вдоль реки Нюкжа, и механизаторам предстояло отсыпать прижимы. На этом участке и родилось рационализаторское предложение бригады Таликина, которое было оценено инженерами ГлавБАМстроя. Проект «Ленгипротранса» на 90% был завязан на отсыпке земполотна скалой. Зачастую скальный грунт приходилось возить далеко из карьеров. А здесь, на противоположном берегу Нюкжи, была коса из гравия объёмом под миллион кубометров. Мы предложили построить берму из скалы, а земполотно возвести из этого гравия. Зимой разработали эту косу и сэкономили деньги на перевозке. Несмотря на то что за «Бамстроймеханизациией» был закреплён западный участок БАМа, мехколонны треста оказывали помощь и военным, которые строили железную дорогу на восток от Тынды. Так, МК-94 работала на отсыпке земполотна в районе разъезда Мульмугакан, Червинка. Это были сложные участки с миллионной выемкой, но механизаторы успешно справились с этим заданием и снова вернулись на запад. Здесь всех ждал перевал Мурурин – самая высокая точка БАМа. Это была буквально Курская дуга. Мехколонны воевали за перевал. Насыпи высокие, кривая на кривой. Практически с самого начала строительства БАМа я возглавлял бригаду МК-94. В её составе было 120 человек. Она давала 2/3 плана мехколонны. Во многом справиться с такими объёмами помогала жёсткая дисциплина. За 15 дней троих принял, троих выгнал и только четвёртого взял. Был жёсткий отбор. Но зато и результаты мы показывали. Наша бригада занимала первые места по всей стройке. Тогда же были соцсоревнования. А накануне стыковки началось соревнование за «золотой» куб БАМа. Наша бригада выиграла почётное право отсыпать 25-миллионный кубометр на Балбухте. А ещё в кабину машины я брал фотоаппарат. Сначала «ФЭД», потом «Зенит-Е». Благодаря этому появились снимки, которые рассказывают о строительстве БАМа. 

Николай Таликин, ветеран БАМа.

Газета "Гудок".