Здесь русский дух. Здесь Русью пахнет. 180 лет российским железным дорогам.

30 октября 2017
Пресс-релизы

Сегодня, 30 октября 2017 года, в России празднуется круглая дата: 180 лет Российским железным дорогам. По нынешним меркам 180 лет – это целая вечность. Оглянемся назад. Осень 1837 года. Полгода тому, как Россия вдовьим плачем проводила в последний путь Александра Сергеевича Пушкина. Именно Пушкин своим гениальным, от Бога, талантом поднял национальное самосознание России на ту высоту, где оно находится по сей день. До Пушкина Россия была другой. Пушкин, и никто другой, точнейшим образом сформулировал ту Россию, которая, несмотря на коммунистическое горнило XX века, до сих пор остается  верной себе – той Россией, которую мы любим. Осознав себя, свое место на Земле благодаря Пушкину, Россия стремительно пошла вперёд по всем направлениям – в искусстве, науке, образовании и медицине, в развитии новых видов техники. 1837-й стал роковым годом для России. И узловым. Россия потеряла Пушкина. Россия открыла первую железную дорогу.

Ровно 180 лет назад, 30 октября, а это, кстати, как и сегодня, был понедельник, в России открыли первую механическую железную дорогу. В 2 часа 30 минут пополудни, после молебна, от одноэтажной деревянной станции, на месте которой потом появился Царскосельский вокзал, в присутствии всех министров и дипломатического корпуса, под громкие возгласы ошеломленной публики, со страшным металлическим грохотом, непривычным для людей того времени, весь окутанный клубами черного дыма и запахом угля, очень медленно набирая скорость, первый российский поезд двинулся в путь по чугунным рельсам из Санкт-Петербурга в Царское Село. Так началась история российских железных дорог.

Поразительный и малоизвестный факт! На том первом российском поезде, на открытой платформе, в конной коляске ехал… сам Император Николай Первый! На картине, которая написана с натуры, это отчетливо видно: коляска располагается на втором экипаже (так поначалу называли вагоны). Не побоялся Государь сразу же лично испытать новое чудо техники! «Санкт-Петербургские ведомости» на следующий день писали: «Вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит…» До Обводного канала, в целях безопасности, поезд шел медленно, и лишь перейдя мост, начал набирать скорость. Поезд состоял из восьми экипажей (вагонов) и преодолел путь в 27 километров всего за 35 минут. Максимальная скорость поезда уже тогда (!) составила 64 км в час, а средняя – 51 км в час. Через полчаса под громкие рукоплескания и крики встречающих «Ура!»  поезд подошел к платформе станции Царское Село. Здесь в двух больших залах приехавших ожидал банкет. Столы ломились от яств. Государь принимал поздравления.

Открытие железной дороги вызвало небывалый резонанс в обществе. Повсюду, на плакатах, в газетах и даже на конфетах сразу же появились изображения паровозов. На сцене Александринского театра давали водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль была отведена… Паровозу! Вот ещё несколько интересных фактов, связанных с этим историческим днём. Локомотивы и вагоны для Царскосельской железной дороги было решено приобрести за рубежом – в Англии и Бельгии, а не делать самим. К моменту открытия первой железной дороги в Санкт-Петербург прибыли 6 паровозов, 20 грузовых платформ и 40 пассажирских вагонов. Первый паровоз получил  имя «Проворный», а машинистом первого поезда стал инженер немец Франц Антон Герстнер из Вены, который тремя годами ранее прибыл в Санкт-Петербург по приглашению Императора, лично спроектировал Царскосельскую железную дорогу и руководил её строительством. Кстати, именно профессор Герстнер, оказавшись в России, вскоре пришел к выводу, что именно здесь железнодорожный транспорт будет сверхэффективен, и сооружение железных дорог в столь обширной стране – это жизненная необходимость. Герстнер довольно быстро убедил в этом царское правительство. Строительство первой российской железной дороги заняло ровно полтора года, с 1 мая 1836 по октябрь 1837 года.

И ещё один очень важный момент – это ширина колеи на Царскосельской железной дороге. Она составила 1829 мм. Странный размер, согласитесь? Дело в том, что во времена Пушкина мерой длины в России были не сантиметры и миллиметры, а – футы и дюймы. Так вот, 1829 мм равняется 6 футам или 72 дюймам (1 фут = 12 дюймов). Удобство инженерных расчетов, и ничего более. Кстати, а будь жив Пушкин, прокатился бы он по первой в России железной дороге? Какой же русский не любит быстрой езды? Вне всякого сомнения, прямо 30 октября и прокатился бы…

Как мы знаем из истории, вторая по значимости железная дорога в России, Николаевская, соединившая Санкт-Петербург и Москву, имела уже другой размер колеи – 1524 мм. Такой размер тоже объясняется очень просто. 1524 мм — это ровно 5 футов или 60 дюймов, то же самое удобство инженерных расчетов. К тому времени стало ясно, что эта ширина колеи больше подходит для ходовых качеств подвижных составов, которые год от года совершенствовались. Но принципиально новый размер русской колеи определила государственная мудрость Российского Императора Николая I. Этот размер был сознательно выбран им отличным от сложившейся к тому времени европейской железнодорожной колеи шириной 1435 мм, потому что «…ежели какой враг из Европы  войной на нас пойдет, то дабы не проехал по нашим железным дорогам…» Что и сбылось во время двух мировых войн в XX веке. А вы говорите – анекдот…

С течением времени колея 1524 мм плавно превратилась в современную колею 1520. При этом пространство русской колеи распространилось далеко за пределы России. Наступил страшный XX век. С новой силой забушевали войны и революции, рушились и вновь создавались государства, менялись границы и названия стран. Сама Россия в адовых муках и корчах переплавилась в СССР. И только наша, русская колея, как гигантская планетарная скрепа, оставалась незыблемой, продолжая держать под покровом России, СССР и снова России всё евразийское пространство. Вот в чем настоящая мощь и величие российских железных дорог!

Царскосельский вокзал, с которого началась история наших железных дорог, давно переименовали в Витебский. Рядом с наземной железной дорогой здесь появилась подземная. А станция метро, которая находится рядом с Витебским вокзалом, носит название «Пушкинская». Так закольцевалась история… На дворе уже век XXI. И российские железные дороги продолжают тянуть свои стальные ниточки, осваивая новые направления, территории и пространства. Не успели мы оглянуться – и прошла совершенно новая железная дорога по российскому Черноземью, чтобы быстрее бегали наши поезда к южным морям. А там, на юге, скоро ждёт нас грандиозное событие, сравнимое с запуском Царскосельской железной дороги, — открытие Крымского моста: принципиально новый маршрут для наших поездов. А ещё – Северный широтный ход. Да и строительство моста на Сахалин, очевидно, не за горами. У российских железных дорог славное прошлое! И еще более интересное будущее. Многая лета, Наша Колея 1520!

© Группа компаний 1520.